О чем говорит ваша должность?

“Мы не можем перевести человека в другой регион и оставить на той же должности. У нас штатное расписание и грейды. Одинаковые для всех. Должность придется понизить, компенсируйте премией”, — вот уже 10 минут моя клиентка, HR-директор в крупном ритейлере, отбивалась от коллеги из отдела компенсаций и льгот. Я листала презентацию, пила кофе и представляла, как девушка на другом конце провода отчаянно борется с системой. Безуспешно. Клиентка твердо сказала последнее слово, сослалась на важную встречу и завершила звонок. Традиционно принято уделять названию должности очень большое внимание.

Став невольным свидетелем сцены на “кухне” эйчар-департамента, я задумалась, на самом ли деле так важно, как звучит наша должность? И если нет, в каких случаях она все-таки влияет на окружающих и помогает нам в достижении наших целей? “Табель о рангах”, придуманная Петром I, ловко решала задачу карьерного планирования. Каждый мужчина в императорской России четко знал свое место и возможности повышения по службе, а замужним дамам предписывалось поступать “в рангах по чинам мужей их”. Сегодня подобная стройная иерархия возможна только в армии. Здесь должность действительно играет важную роль. В деловом мире даже слово “директор” на визитке может ни о чем не говорить. А если это маленькая компания из четырех сотрудников, в ней и вовсе все четверо могут гордо представляться директорами. В таком случае сила статуса и вовсе пропадает.

 

Должность в матрице персонального бренда

Название вашей должности имеет значение.

Если рассматривать должность в матрице атрибутов персонального бренда, она будет важной и привлекательной в трех случаях:
  • Если из должности понятная профессиональная принадлежность. Как раз тот случай, когда надпись на визитке помогает отразить ваши компетенции. Например, скажете, “я директор по маркетингу” — и сразу понятно, в какой нише вы развиваетесь.
  • Если ваша должность руководящая и в названии есть начальник, директор, вице-президент, президент.
  • Если должность уникальная для рынка и отвечает его потребностям. Например, у операторов дронов и дизайнера дополненной реальности есть хорошие перспективы в будущем. Чего не скажешь про сторожа тропического леса: работа важная, кто ж спорит, но возможности трудоустройства в дальнейшем очень ограничены. Скорее всего, такая должность, как атрибут персонального бренда, будет отталкивающей.

И все-таки в большинстве случаев должность не уникальный атрибут. Если, конечно, вы не президент — страны или Газпрома. Может ли должность быть неважным или отталкивающим атрибутом? Да, в том случае, если она не соответствует выполняемым вами функциям. Вспомним пример про “четырех директоров в компании из четырех человек”. Или наоборот, выполняемые вами обязанности увеличились, а название занимаемой должности осталось.

Если вы проводите важные переговоры с корпоративными клиентами, но в вашей визитке значится что вы менеджер подразделения (не успели перепечатать), собеседникам будет менее комфортно с вами взаимодействовать. В их глазах вы — человек, который не принимает решений. А вот если вы смогли завоевать расположение статусных клиентов и пролоббировать их интересы — надпись на вашей визитке уже не будет играть для них роли.