Персональный бренд в карьере. Профессиональный образ в социальных медиа

Персональный бренд — не равно известность, популярность или востребованность. Персональный бренд — это о влиянии среди определенной целевой аудитории, которая гораздо ценней, нежели та самая пресловутая популярность у толпы.    

К продвижению собственного бренда нужно подходить также прагматично, как и к любому другому вопросу, связанному с жизнедеятельностью. Если вы, например, страхуете свое жилье, вы же понимаете, зачем это нужно. Или покупаете мультиварку, чтобы экономить время на приготовлении ужина. Также и с персональным брендом. Прежде, чем начинать какие-либо активные действия, необходимо четко понимать, зачем вы это делаете и какого результата ожидаете. Стоит ли овчинка выделки? Стоит ли тратить свое время на написание постов в социальных сетях, принимать участие в дискуссиях и т. д.?

Как бы мы не хотели это отрицать, но традиционные элементы процесса формирования и развития профессионализма как образование, опыт работы и уникальные компетенции являются недостаточными. И в понятие управление карьерой проникает новое направление, связанное с созданием аутентичного образа профессионала в социальных медиа. Поэтому и стратегию развития персонального бренда стоит рассматривать не оторвано от других процессов, а в разрезе профессионального развития. Ориентиром же должен служить ваш следующий карьерный шаг: какую должность вы хотите занимать через год, какое профессиональное направление хотите выбрать, какую нишу хотите занять или в какой сфере хотите достичь уровня профессионала, эксперта.

 

Формула персонального бренда в карьере

Персональный бренд — это ваши компетенции, умноженные на образ. Это не только «полировка» образа до самого обаятельного и привлекательного. Основой профессиональной «привлекательности» всегда была и будет компетентность. Чем точнее она совпадает с компетенцией, имеющейся у работодателя, должности, тем выше вероятность успешного трудоустройства и карьерного роста. Формула «компетенции, умноженные на образ» не является математической, а скорее символической. Но, тем не менее, если одно из значений равно нулю, в итоге мы можем увидеть слабый персональный бренд. Давайте разберем 4 возможных варианта:
  • Сильные компетенции Х слабый публичный образ = неконкурентный персональный бренд. Такой специалист ничем не будет отличаться от прочих «просто хороших специалистов».
  • Слабые компетенции Х слабый публичный образ = слабый персональный бренд.
  • Слабые компетенции Х сильный публичный образ = неустойчивый, ложный персональный бренд. Мы называем его «мыльным». Без профессиональной компетентности, важного содержательного компонента, ставится под вопрос сама цель развития персонального бренда. Разве публичность ради лайков стоит затраченного времени? При наличии хорошего образа и слабых компетенций персональный бренд легко разрушить при любой проверке на подлинность.
  • Сильные компетенции Х сильный публичный образ = сильный, конкурентный персональный бренд.

Целью действий по продвижению должен быть конкретный измеримый коммерческий результат: получение лучших предложений на рынке труда, создание добавочной стоимости к услугам, привлечение клиентов, формирование лояльности и доверия аудитории.

 

Профессиональный образ в социальных медиа

Самой популярной и доступной площадкой для демонстрации профессионализма являются социальные сети. Как правило, Facebook, сбавляющий обороты Linkedin и даже Вконтакте. Процесс создания и развития бренда можно сравнить с предложениями по приобретению услуг. Итак, набор «Базовый» — минимальные обязательные действия по «полировке» образа:
  1. Заполните профиль: укажите место работы, образование и основные компетенции в разделе «О себе».
  2. Отредактируйте персональный URL-адрес вашего аккаунта. Например, адрес facebook.com/lena.starostina удобно указыть на визитке, в презентации, написать на флипчарте, нежели «матрас из цифр» вроде facebook.com/id339948484847
  3. Добавьте профессиональные фото профиля. Никакая камера самой последней модели телефонов не сравнится с фотографией, сделанной специалистом на профессиональную технику.
  4. Проведите аудит профиля на наличие нерекомендуемого контента: контент политического, сексуального, религиозного и расового характера; негативные высказывания о настоящем и будущем работодателе; компрометирующий фотоконтент; пошлый юмор, конкурсы репостов, активные игры и приложения; конфликты, которые характеризуют вас, как неадекватного или чересчур эмоционального человека.
  5. Скройте настройками приватности то, с чем прощаться не хотите. Важно провести аудит всех своих страниц в социальных сетях. Если вы считаете, что, например, «Одноклассники — это личное и никто туда не будет заходить», то вы ошибаетесь. Поэтому все личное должно быть ограничено от взора посторонних людей.
В пакете «Базовый» стоит придерживаться правила «медиааскетизм возможен, а вот медианеразборчивость запрещена». Переходим к набору «Стандартный». Он включает в себя более активные действия по формированию образа эксперта в профессиональных кругах.
  1. Обновляйте фото и бекграунд, минимум раз в 3 месяца.
  2. Публикуйте экспертный контент: комментарии, обзоры, теоретические лонгриды, новости отрасли, инструкции, отзывы, исследования, наблюдения за отраслью, кейсы и истории, рецензии и т. д. Придерживайтесь правила «80% о работе, 20% о личном». Минимальная периодичность — пост в 1—2 недели.
  3. Добавьте в «друзья» коллег по отрасли: руководителей и специалистов агентств, журналистов профильных СМИ и продюсеров мероприятий.
Во времена Гоголя богатство помещиков исчислялось количеством крестьян, а сейчас экспертность и медийность зависит от количества ваших контактов. Поэтому, если у вас много «друзей», то шанс быть опубликованным в экспертном издании возрастает. Набор «Продвинутый», где вы формируете профессиональную нишу вокруг какой-либо темы. Данного уровня достигают немногие.
  1. Разработайте контент-план и строго следуйте нему. Периодичность публикаций может быть разной, однако стоит придерживаться разумной адекватности. Здесь я вспоминаю одно замечание клиента о профиле его коллеги: «он так часто пишет, интересно, успевает ли он работать?».
  2. Участвуйте в профессиональных дискуссиях и обсуждениях.
  3. Делайте прямые эфиры с клиентами, коллегами и партнерами.
  4. Создавайте новые форматы, необычные решения и технологии, будьте первооткрывателем.
  5. Оказывайте помощь коллегам по отрасли, консультируйте и давайте полезные советы.
  6. Самый главный акцент — качественный контент. Именно на него и будут «подсаживаться» ваши читатели, периодически заходить на вашу страницу и читать новости.

В заключении хотелось бы отметить, что социальные сети — не панацея при поиске работы. Ведь если бы все зависело от популярности, то посты гендиректоров занимали бы блоггеры.