Как управлять репутацией, если компания обанкротилась

Когда у вас есть свой бизнес, может случиться все, что угодно. В том числе внезапное банкротство. Об этом знают не понаслышке руководители закрывшихся банков и турфирм, а в июле 2018 года к ним присоединился и генеральный директор клубов для дошкольников Footyball Алексей Бавыкин.    

Мы следили за этой ситуацией с самого начала, и сейчас пришло время сделать выводы. На примере Бавыкина хотим рассказать, возможно ли спасти деловую репутацию после банкротства. Сразу оговорюсь: мы не беремся осуждать и рассуждать. Мы констатируем факты, анализируем действия героя и результаты, которых ему удалось достигнуть.  

Немного фактов:

Предварительный вердикт: банкротство по вине руководства. Успешный бизнесмен в один миг стал врагом трех тысяч клиентов, заплативших крупные суммы за годовые абонементы для детей, а также инвесторов, вложившихся в бизнес. Когда тебя обвиняют в растратах, первое, что импульсивно хочется сделать  – сбежать, раствориться в толпе, отключить телефон и никогда больше не включать. Но Алексей поступил иначе.  

Какие действия были сделаны:

Первым делом он начал сотрудничать с антикризисным менеджером, в портфолио которого – опыт спасения обанкротившихся компаний. Вместе они выбрали тактику активного освещения ситуации в Instagram:
  • в их аккаунтах ежедневно публиковались новости по делу и свежая информация в виде сториз и постов
  • антикризисный менеджер взял удар на себя и лично отвечал на большинство комментариев, старался работать с возражениями
  • был создан отдельный аккаунт с видео ответами Алексея Бавыкина на вопросы клиентов, в частности - какие действия предпринимаются для улучшения ситуации
  • суть всей этой работы емко и звучно выражена в хэштеге #из_изгоя_в_герои

Почему так? Антикризисный менеджер, которого нанял Бавыкин, твердо уверен: персональный бренд – это лучший элемент продвижения и реагирования в кризисной ситуации. Признаем, в этом он абсолютно прав. Как и в том, что бизнесмен решил не отмалчиваться, а общаться с обманутыми людьми.  

Каких результатов удалось добиться? 

За два месяца была проведена большая работа с клиентами и пострадавшими в данной ситуации инвесторами. Как итог – возобновили работу два клуба сети. Правда, под руководством уже новых людей. Алексей Бавыкин поздравил всех с открытием клубов и… видимо, нашел свое призвание в новой нише. Теперь он оказывает консалтинговые услуги: рассказывает, как удвоить прибыль за 3 месяца. А что? Претензии клиентов силами антикризисного менеджера он частично удовлетворил. Популярность обрел. Почему бы на этой волне не уплыть в новом направлении? Удачи, Алексей.  

Чему учит нас эта история? 

  1. Что бы ни случилось – будьте открыты к общению, комментируйте ситуацию, не отмалчивайтесь.
  2. Постарайтесь реабилитироваться. Чтобы вас адекватно воспринимали в бизнес-среде и в дальнейшем, нужно попробовать сгладить все последствия ошибок, совершенных ранее. Раскаяться и направить все силы для удовлетворения входящих претензий.
  3. Ловите волну. Черный пиар – тоже пиар. И его энергию при желании можно направить в удобное для вас русло.