История Web 3.0
Эксперты говорят, что мы входим в эру Web 3.0. Это значит, что те законы, по которым работает интернет сейчас, устарели. Им на смену пришли новые. Сам термин придумал английский ученый-компьютерщик и сооснователь криптовалюты Ethereum Гэвин Вуд.
Если это 3 ступень развития интернета, то что было до? Давайте разбираться.
Web 1.0:
- Сайты можно только просматривать.
- Для получения контента не нужно регистрироваться и авторизовываться.
- Все данные — на единых серверах.
- Пользователи не участвуют в создании контента, могут только поглощать его.
Web 2.0:
- Контент создают и добавляют не только специалисты, но и сами пользователи. Появляется маркетинговый термин UGC (User-generated content) — контент, который создаётся аудиторией (например, бренда): отзывы, комментарии, обзоры. По статистике, 70% потребителей доверяют UGC больше, чем брендированному контенту.
- Пользователи не контролируют свои данные, например, информацию о вас могут собирать и использовать для таргетированной рекламы.
- Вырастает социальная роль интернета и его функция объединения (за или против чего-то).
- Данные все так же хранятся на единых серверах.
- Неподходящий или неугодный контент может быть удалён. Глобальной цензурой по-прежнему занимаются корпорации и власть.
И вот мы пришли в точку Web 3.0. Несколько предсказаний от специалистов:
- Хранение данных распределится между всеми пользователями. Примерно так работает технология блокчейн — децентрализованная база данных.
- Пользователи получают право собственности на контент, его владение, использование и перепродажу благодаря NFT и другим технологиям.
- Изменится способ авторизации. Один из вариантов: с помощью единого аккаунта/кошелька/приложения можно будет зайти на любой сайт.
- Раньше интернетом управляли корпорации, то в Web 3.0 — сообщества. В том числе благодаря технологии DAO — децентрализованные автономные организации.
- Персональный бренд становится цифровым активом и у него появляется стоимость. Ты покупаешь за несколько млн рублей аватар CryptoPunk, ставишь себе на юзерпик в Twitter и твой персональный бренд мгновенно приобретает денежную стоимость. И плюс ты сразу приобретаешь доступ к элитному крипто-сообществу, ведь теперь все знают, что ты настоящий ценитель (и у тебя много денег).
Эти пункты сильно повлияют на тех, кто развивает продуктовый бренд или строит персональный бренд. Как вы понимаете, избежать этого в будущем будет невозможно так же, как 10 лет все присматривались к smm.
Что изменилось?
Основное отличие, важное для нас с вами — авторы получают право на свой контент. Все публикации принадлежат самому пользователю, а значит их можно продать или купить. Вот как может выглядеть этот процесс.
Пользователь Надя присоединяется к соцсети и привязывает к аккаунту свой криптокошелёк. Алгоритм создаёт уникальный NFT-токен, привязывает его к посту Нади, размещает на блокчейн-платформе и отправляет Наде в кошелёк. Так Надя становится владельцем публикации и может продать её за взаимозаменяемую валюту — например, «биткоин» или «эфир». Таким образом, Надя может получить реальный денежный эквивалент за свой пост.
Что это значит? Что создавать контент стоит таким, чтобы его хотелось приобрести. Получается, что голосование рублем криптовалютой вроде как честнее, чем лайками.
Web 3.0 меняет процесс коммуникации бренда с аудиторией. Пользователи получают новости о продукте не через пресс-релизы или из блога на сайте, а в общем чате, развивает и драйвит который CCO — Chief Community Officer. Связи становятся все более горизонтальные, а коммуникация — двусторонняя и менее формальная.
Что это значит для людей, развивающих персональный бренд? Теперь вы спускаетесь с высокого пьедестала, садитесь за общий стол и пьете чай вместе со всеми. Количество подписчиков в соцсетях приравнивается к степени вашего влияния и способности объединить вокруг общей идеи, целей и ценностей. Но количество не главное, главное — качество вашей связи. Сообщество на 500 человек может быть более живым и сильным, чем на 10000. Возвращаемся к простой истине: не гнаться за цифрами, а работать в глубину.
Если вы хотите создавать собственные островки доверия и вести за собой людей в эпоху Web 3.0, вот вам домашнее задание: подумайте, какое комьюнити вы можете строить и развивать. Сколько там будет человек, о чем будет ваш диалог, будет это офлайн или онлайн?
Атрибуты персонального бренда в эру Web 3.0
Обезьяны на юзерпике — это не просто картинки. Это цифровое искусство — NFT. NFT (невзаимозаменяемый токен) — запись на блокчейне, которая подтверждает право владения digital-собственностью и его уникальность. То есть, он содержит в себе сам цифровой объект, а также информацию о создателе и владельце.
Владельцы модных аватарок подчеркивают сразу несколько атрибутов: материальное положение и принадлежность к крипто-тусовке. Всем гнаться за этим трендом точно не стоит. Советую присмотреться тем, чья аудитория включает джензеров (generation z) и ранних последователей (early adopters). Они оценят. Но это лишь одна из возможностей использования NFT.
Некоторые известные люди создают собственные токены для монетизации персонального бренда. Это уже сделали музыкальная группа «Мумий Тролль», российский боец MMA Хабиб Нурмагомедов, боксер Флойд Мэйвезер, а также футболист Пеле.
Помимо невзаимозаменяемых токенов, есть и другие. В мае этого года сооснователь криптовалюты Ethereum Виталий Бутерин предложил усовершенствованную идею токенов, которые, в отличие от NFT, нельзя передать или продать, и назвал их soulbound токены или SBT. Именно они должны стать душой Web 3.0, которой ему не хватало.
Если NFT — про заработок и атрибуты, то SBT — про цифровую репутацию пользователя. С помощью soulbound токенов можно подтвердить своё образование, участие в мероприятиях, опыт работы и даже проверить историю судимостей. Разработчики этой идеи обещают завершить ее реализацию к концу этого года.