Если следовать правилам цифрового этикета, можно снизить риски быть неправильно понятым и получить общественное порицание. В новом интервью обсудила с экспертом по digital-этикету, автором телеграм-канала и книги об экологичном общении в цифровом мире Ольгой Лукиновой, как изменились правила интернет-общения и что стоит знать тем, кто ведет собственный телеграм-канал.
1. Как трансформировался цифровой этикет за последние 2-3 года?
Изменения в цифровом этикете связаны с двумя факторами. Первый, это изменения внутри платформ, на которых мы общаемся. И второй, заметные социально-политические события.
Так, появление новых функций приводит к тому, что тут же появляются новые нормы. Например, в телеграме появилась возможность ставить реакцию на сообщение, и это сразу привело к появлению такой рекомендации: в групповых чатах на общий вопрос реагировать при помощи реакции, а не отдельного сообщения.
Пандемия привела к тому, что цифрового общения стало очень много. А это, в свою очередь, повлияло на то, что этикету пришлось встать на защиту времени пользователей. Сегодня все больше появляется рекомендаций уменьшить количество онлайн-встреч, сократить их длительность, не звать людей на встречу «на всякий случай».
Политические события привели к тому, что появилось несколько тем, по которым мнение людей диаметрально противоположное, и каждое их обсуждение потенциально может привести к конфликту.
2. Год назад в интервью для нашей книги «Поговорят и забудут» ты говорила, что нет необходимости высказывать свою личную позицию в соцсетях, если вы можете оставить ее за дверью рабочего кабинета. Сейчас твое мнение об этом не изменилось?
Я по-прежнему считаю, что есть темы, которые неизбежно спровоцируют конфликт, — например, тема политики и международных отношений. Думаю, что к ним нужно обращаться только в том случае, если вы готовы превратить свои соцсети в поле политического сражения.
3. Ты провела исследование о том, как вести телеграм-канал, чтобы нравиться подписчикам. Какие результаты удивили тебя больше всего?
Меня поразило несколько фактов.
Во-первых, от администратора ожидается высокая включенность в комментариях: он должен отвечать на комментарии, удалять публикации от нейроботов, регулировать конфликты в обсуждениях.
Во-вторых, оказалось, что люди нейтрально относятся к тому, что телеграм-каналы пишут комментарии от имени своего канала в других телеграм-каналах. 74,5% опрошенных сказали, что не обращают на это внимание, и еще 7,4% относятся к этому положительно. А ведь еще несколько месяцев назад админы громко возмущались против тех, «кто пиарится в наших комментариях за наш счет»!
Еще один любопытный факт: пользователи с пониманием относятся к админам. Например, 61,5% опрошенных сказали, что нейтрально относятся к тому, что канал делает публикации нерегулярно, с паузами в несколько дней или недель (и еще 11,8% относятся к этому положительно).
Пользователи нейтрально относятся к тому, что автор канала регулярно размещает рекламу собственных услуг и продуктов. 46,8% сказали, что не обращают на это внимание, и еще 10,3% относятся к этому положительно — я ожидала, что будет гораздо больше отрицательных реакций.
34% опрошенных положительно относятся к тому, в экспертных каналах появляются публикации о личности и жизни автора. И почти столько же — еще 34,1% —относятся к этому нейтрально.
4. Сейчас мы наблюдаем серьезный кризис доверия. Твое исследование подтверждает: людям не нравятся рекламные посты без пометки «реклама», кликбейтные заголовки, обманывающие ожидания, заимствование чужого контента без указания автора. Какие бы три рекомендации ты дала авторам телеграм-каналов на основе данных исследования?
1. Заботиться о своих подписчиках и делать так, чтобы им было удобно и приятно читать канал.
2. Быть честным.
3. Не обманывать доверие пользователей и соблюдать то обещание, которое дали при подписке.