Это всегда любопытно, узнавать, на что шли правители сотни лет назад, чтобы завоевать авторитет и доверие. Как управляли репутацией цари и императоры Древнего Рима и чему нам стоит у них научиться? Расскажем пять историй.

Посмертные тексты вместо elevator pitch

Эпиграмма на саркофаге римского правителя Луция Корнелия Сципиона Барбата гласит: «От Гнея-отца рождённый, могучий муж и мудрый, чей облик полностью соответствовал доблести. Среди вас он был консулом, цензором, эдилом, завоевал Таврасию, Цизауну в Самнии, покорил всю Луканию и взял заложников».

саркофаг

                                   Саркофаг римского правителя Луция Корнелия Сципиона Барбата

Эти несколько строк, написанных в 3 веке до н.э. предположительно кем-то из наследников, можно считать самой древней бренд-историей или «лифтовой презентацией» (elevator pitch). Часто эпиграммы готовились ещё при жизни правителя. Долгое время частные усыпальницы и посмертные тексты были доступны только обеспеченным гражданам Рима. Но уже к первому веку до н.э. люди рабочих профессий – пекари, ремесленники – также начали возводить семейные склепы с напутственными речами на основе самых ярких фактов биографии. Таким образом – вписывать себя в историю римской империи.

Вывод. Убедитесь, что ваш elevator pitch транслирует именно то, что вы сами хотите рассказать о себе. Не доверяйте воле случая такой важный этап в персональном брендинге, как ассоциации. По возможности повторяйте ваше позиционирование и ключевое сообщение на всех ресурсах многократно. Чтобы люди запомнили эту информацию, им нужно услышать ее не менее ста раз.

Бюсты и монеты вместо фотографий в инстаграм

Август – не только первый римский император, но и настоящий император персонального бренда. Он уделял колоссальное внимание тому, как его воспринимает народ. Со времён «до Августа» до наших дошло в лучшем случае по одному портрету римских правителей. Изображений Августа по всему миру найдено более двухсот пятидесяти! Максимально распространить свой портрет – было одной из задач Августа. Для чего? Римская империя занимала огромную территорию. Большинство ее жителей никогда в жизни не видели императора, зато перед их глазами всегда был его портрет, как бы напоминавший, кто здесь главный. Именно Август положил начало традиции тиражировать портреты правителя на гравюрах, монетах и бюстах. Занимательный факт: изображение лица первого императора всегда было одинаковым - молодым и полным сил.

                                                                           Бюст Октавиана Августа

Вывод. Чтобы окружающие могли идентифицировать вас, используйте одну фотографию для аватара на всех ваших ресурсах социальных сетях, блоге, аккаунте почты и др. Альтернативный вариант фотографии из одной серии.

Завещание потомкам как манифест персонального бренда

И снова Август. Первый римский император завещал высечь напутствие потомкам на двух бронзовых колоннах у входа в семейную усыпальницу. Получилось что-то вроде должностной инструкции для будущих правителей.

Что интересно, Август выстраивает повествование вокруг всего трёх тезисов: военные достижения, строительство, забота о продовольствии и развлечениях римлян. Подлинники этих колонн уже давно переплавлены, но отрывки текстов найдены и в других провинциях римской империи. В том числе фрагменты четырёх копий, включая одну почти полную версию, найдены  в современной Анкаре в Турции. В 30-х годах XX века президент Турции Кемаль Ататюрк заказал от имени государства работы по полному обнаружению и сохранению этого текста. Тот факт, что лучшая копия слов императора сохранилась до наших дней за тысячи миль от Рима, говорит о его невероятной силе и власти. Ещё один любопытный факт. Август – преемник Юлия Цезаря. И то, что месяц август идет в календаре сразу после июля, не совпадение ;)

Вывод. Сформулируйте основные постулаты вашей деятельности. Это могут быть ваши профессиональные принципы, ключевые услуги или направления работы. Будьте лаконичны.

Древнеримские “репосты”

«До коле же ты, Катилина, будешь злоупотреблять нашим терпением?» – одна из самых популярных фраз Цицерона, которой он начинал речь против заговора Катилины. Бешеной популярности именно этого текста в том числе способствовал... сам Цицерон. У древнеримского оратора не было рассылок и чат-ботов, но были деньги. Он нанял небольшую армию рабов, которые кропотливо переписывали подготовленную им речь. Очень быстро эти тексты превратились в обожаемую классику, их цитировали в богатых домах сенаторов и барах для бедняков. Их читали и запоминали даже те, кто не слишком свободно владел латынью. Тексты добрались и до самых удаленных провинций Древнего Рима: самые ранние фрагменты речей Цицерона найдены на папирусах, датируемых IV и V веками нашей эры.

                                         Папирус с речью Цицерона, датируемый 5 в. до н.э.

Напомним, Цицерон умер в 43 г до н.э. То есть спустя 400 лет его тексты все ещё тиражировались последователями.

Вывод. Мало просто сделать достойный продукт. Всегда заботьтесь о широкой дистрибуции ваших идей благодаря каналам продвижения, рекламе, маркетингу.

Принцип «а что ещё возможно?» как способ усилить заметность

Один из консулов древнеримской империи Гай Гракх совершил эффектный жест, обращаясь к слушателям на форуме. До него народу, чтобы услышать обращение, приходилось тесниться на очень маленьком пространстве перед сенатом. Гай Гракх пренебрёг этой традицией: он развернулся к сенату спиной и позволил римлянам заполнить открытую площадь на форуме.

                                                                    Выступление Гая Гракха

Это небольшое отклонение от традиции, по мнению биографа Плутарха, на самом деле было революционным переворотом: оно не только позволило большему количеству людей участвовать и слышать обращение Гая, но и символически освободило участников от «присмотра сената», потому что сенат остался за его спиной. Античные писатели отмечали, что именно это удивительное чувство места и способность извлекать из него политические преимущества, помогала Гаю продвигать свои реформы.

Вывод. Список каналов продвижения ограничен. Но даже небольшое изменение в их привычном использовании может усилить ваш контакт с аудиторией и принести вам выгоду. Например, никто из спикеров не спускается со сцены? А вы спуститесь и расскажите вашу презентацию, прогуливаясь между рядами.