Новое исследование от PR-агентства Edelman посвящено ожиданиям общества от технологического будущего и его доверию к ключевым репутационным центрам – государству, НПО (некоммерческим неправительственным организациям), СМИ и бизнесу. Делимся основными результатами. Оригинал исследования размещен здесь.
Чтобы выяснить отношение общества к инновациям и их проводникам, исследователи опросили 32 тысячи человек из 28 стран от Аргентины до Японии. В этом году опросы российской аудитории не делались.
-
В 2024 году 64 страны, на которые приходится 49% населения, будут выбирать правительства и президентов. Во многом определит курс развития общества на ближайшие годы. При этом 59% от общего числа респондентов согласны с тезисом, что «регулирующим органам не хватает понимания новых технологий».
-
Хорошей репутацией обладают учёные 84% и эксперты 79%, а инновации получают больше доверия, будучи аккредитованы специалистами или экспертами по этике, однако в последние годы общество ставит под сомнение и их авторитет.
-
Опрошенные отмечают политическую ангажированность науки и зависимость учёных от государства, попутно отмечая такую же тенденцию в отношении власти с НПО и СМИ. Помимо этого, 45% жалуются на сложность коммуникации – даже если учёные правы, зачастую они просто не понимают, как донести свои слова до аудитории.
-
В ситуации падения доверия к традиционным институтам на сцену выходит бизнес – именно бизнес-лидеров считают наиболее компетентными проводниками новых идей в мир. Конечно, есть свои нюансы: доверие, которым пользуется предприятие, обратно пропорционально его масштабу – семейному бизнесу доверяет 70%, госкорпорациям 54%. Меньшим доверием обладают международные компании с центрами в странах-мировых лидерах: Китае, США и Германии.
-
Опрошенные отмечают роль лидерства – сотрудники доверяют собственному руководителю. Сильнее всего сотрудники желают, чтобы их CEO публично высказывались по таким вопросам, как: профессиональные навыки будущего 82%, этичное использование технологий 79%, влияние автоматизации на рабочие места 78%. При падении авторитета правительств часть функций властей общество также делегирует предпринимателям: люди надеются, что при внедрении технологий руководители бизнеса будут ориентироваться на рост всеобщего благосостояния, а не только на коммерческую выгоду.
-
Диалог с аудиторией – простой, но действенный способ снизить недоверие: 82% опрошенных отмечают, что хотят иметь право голоса и возможность задать вопрос о будущем амбассадору или директору компании. Если люди чувствуют, что контролируют изменения, они меньше сопротивляются им. Нужно предоставить возможность высказаться.
-
В основном люди выражают согласие с необходимостью внедрения новых технологий. При этом большую активность проявляют жители развивающихся стран, которым инновации обещают экономический рост. Так, 54% против 13% одобряют развитие сферы «зелёной энергетики». Примерно поровну разделились мнения о вмешательстве в деятельность человеческого мозга и тела: 30% поддерживают внедрение и развитие технологий искусственного интеллекта, а 35% против; 29% выступают за развитие генотерапии, но 34% против – будущее этих отраслей решится в ближайшие годы. Жесткое отторжение при этом вызывает ГМО – их одобряет лишь 14% при 52% против.
-
Теоретически общество готово к нововведениям, но также выражает большое недоверие к эффективности методов, которыми они будут претворяться в жизнь. Неожиданно, но в этом вопросе мировое сообщество демонстрирует удивительную стабильность: вне зависимости от страны, возраста, пола и дохода примерно 40% заявляет, что контроля над технологиями недостаточно, столько же колеблется или не имеет чёткой позиции и лишь 20-22% утверждают, «что всё идёт как надо».
Каждое действие рождает противодействие. Экологические преимущества от энергетического перехода сталкиваются со страхами, что государства потеряют производственные мощности. Экономическая выгода от внедрения ИИ вызывает опасения, что компьютер заберёт работу.
Исследование показывает: сегодняшняя ситуация в мире ставит перед бизнесом новые вызовы и идеально подходит для того, чтобы стать проводником мирового прогресса. Руководителям компаний необходимо сохранить рабочие места, занять позицию по возникающим этическим вопросам и не потерять доверие общества.