"Эффект Барнума":персональный бренд величайшего шоумена 19 века

 

Слышали про Финеаса Барнума? А может, сталкивались с “эффектом Барнума” - когнитивным искажением, которое ученые назвали его именем?

Финеас Барнум родился в США в 1810 году. В 13 лет отец доверил ему содержание небольшой лавки. Там Финеас устраивал лотереи, а победителей награждал бракованными товарами. Так начался профессиональный путь «Короля Веселого Надувательства».

В 21 веке он мог бы конкурировать со скандальными селебрити за место на первых разворотах желтой прессы. Как минимум, четыре причины почему:

  1. Он издавал еженедельную газету “Глашатай свободы”. Но так увлёкся, что получил в суде обвинения в клевете и сел в тюрьму.

  2. Откровенная автобиография Барнума стала настоящим бестселлером 19 века. Уступала по тиражу в Северной Америке только Новому Завету. Автор дарил книги с автографами лидерам общественного мнения и друзьям. Издание постоянно обновлялось. Так Барнуму удалось делиться событиями из жизни ещё до изобретения Instagram. 

  3. Финеас основал Американский музей Барнума и находил для него “уникальные” объекты. Например, “русалку с острова Фиджи”, “мумии фараонов”. Кунсткамера Петра Первого могла бы позавидовать. Живые экспонаты тоже были. Любимчик посетителей - лилипут по прозвищу Генерал Том-Там. Благодаря Барнуму музей стал самым популярным местом Нью-Йорка. Невероятное достижение для бывшего заключенного.

  4. Затем Барнум сделал из музея передвижной цирк. Видеть у себя Финеаса и его шоу желала сама королева Виктория. В цирке имени Барнума были великаны, лилипуты, сиамские близнецы и даже русский мальчик с собачьей головой. Для труппы это была возможность заработать, а для Финеаса - стать известным. Бродячий цирк Барнума выступал аж до 1907 года, после чего был продан за $400k. 

Шоумен часто использовал СМИ для повышения интереса к собственному имени. Скандалы детально продумывались, а позже выходило их не менее разгромное опровержение. Вот такой он, суровый self-pr 19 века. Но были у Барнума и принципы: он презрительно относился к заработку при помощи обычного мошенничества, особенно спиритизма и медиумов, распространённых в те дни.

Барнум легко манипулировал вниманием публики. Этот талант заинтересовал не только режиссеров, но и психологов. Его именем назвали эффект, который мы испытываем, когда читаем гороскопы в журналах или гуглим утром «к чему снится …» ( нужное подставьте сами). Критическое мышление переходит в авиарежим, и среди расплывчатых и общих «научных» фраз мы легко находим что-то про себя.

Сам Финеас Барнум говорил так: «Люди охотно позволяют себя дурачить, если это их забавляет». 

Психолог Бертрам Форер в 1948 году провёл эксперимент. Он дал своим студентам тест, по результатам которого они получали описание личности. Студенты оценивали совпадение по 5-балльной шкале. Средний балл получился 4.26. Только текст был у всех один. А его источник, как вы могли догадаться, - обычный гороскоп. Опыт можно повторить в домашних условиях и без участия профессионалов.

Благодаря смекалке и находчивости Финеас Барнум получил редкий и уникальный атрибут персонального бренда - психологический эффект имени себя.