Исследование ​Edelman Trust Barometer 2022: кому доверяют люди?

Edelman — одно из крупнейших и старейших международных PR-агентств, основанное в 1952 году в Чикаго. Глубокое изучение темы доверия — важное направление деятельности агентства. «Мы считаем, что доверие — высшая валюта в отношениях» (с).

В этом году Edelman выпустил свой традиционный отчёт Edelman Trust Barometer — 22й по счету. В исследовании приняли участие 36000 респондентов из 28 стран, в том числе из России (важно отметить, что не во всех вопросах). Лейтмотив — отношение к четырём институтам: государству, бизнесу, СМИ и НКО — в контексте пандемии и постпандемийного времени.

Делимся некоторыми интересными выводами.

  • 81% респондентов считает, что руководители компаний должны лично участвовать в обсуждениях социальной политики и роли компании в создании общественного блага.
  •  60% респондентов при выборе места работы обращают внимание на то, высказывается ли СЕО публично по политическим и социальным вопросам, которые их волнуют.
  •  Топ-5 тем, по которым руководитель компании, по мнению респондентов, должен высказываться и инициировать диалог:
  1. Работа/ экономика 76%
  2. Технологии и автоматизация 74%
  3. Неравенство в оплате труда 73%
  4. Глобальное потепление и изменение климата 68%
  5. Предрассудки и дискриминация 65%
  • 58% респондентов покупают бренды, опираясь на совпадение в ценностях и убеждениях. 60% по этому же критерию выбирают работу. 64% — принимают решение об инвестициях.
  • 88% институциональных инвесторов изучают соответствие компании ESG-факторам с той же тщательностью, что операционные и финансовые показатели.
  • Средний показатель доверия к государству и СМИ во всех странах самый низкий. Самый высокий — к бизнесу.
  • Бизнес и НКО названы большинством респондентов наиболее «компетентными и этичными». И как следствие — драйверами позитивных перемен.

Интересно, что, по сравнению с 2021 годом, НКО увеличили доверие к себе именно по показателю компетентности (в 2021 были признаны «этичными, но не компетентными»).

  •  Государство и медиа большинство респондентов называет «неэтичными и некомпетентными».
  •  В России — самые низкие показатели доверия к бизнесу, медиа и НКО  — 34%, 29% и 28% соответственно. Также среди стран с минимальным доверием к данным институтам: Южная Корея, Япония, Германия, Великобритания, Франция и США.
  • Среди стран с наибольшим доверием к бизнесу, НКО и медиа — Китай, Индия и Индонезия. В России также самые низкие показатели доверия к международным организациям ВОЗ, ООН и ЕС — 38%, 35% и 27% соответственно.
  •  Топ-5 индустрий с наибольшим доверием: технологии, образование, здравоохранение, производство, питание. Эта пятерка практически не меняется на протяжении 10 лет исследований. Меньше всего доверия к социальным медиа и финансовым сервисам.
  •  Семейным бизнесам доверяют больше всего — 67%.

Кстати, Edelman как раз пример семейного бизнеса. Сейчас компанию возглавляет Ричард Эдельман — сын основателя Дэниела Эдельмана.

  • В среднем 76% респондентов волнует, что медиа используют как оружие, в частности, через распространение фейков. В России этот вопрос волнует 78%. Самый высокий показатель у Испании — 84%.
  • Наименьшим доверием у респондентов пользуются политики и журналисты. Наибольшим — учёные, коллеги и собственный руководитель.
  • В качестве источников информации респонденты меньше всего доверяют owned media (прим. «собственные медиа» — как правило, сюда относят частные и корпоративные блоги, сайты, email рассылки — то есть площадки, управляемые брендом/ компанией) и социальным медиа. Россия в числе стран с наименьшим уровнем доверия к традиционным (35%) и собственным (28%) медиа.

Что сказать. Очевиден глобальный кризис доверия к медиа, в частности — к социальным сетям и платформам, управляемым корпорациями под надзором государств. Качество и достоверность информации признаны большинством респондентов самым мощным trust builder. А лидерство, основанное на долгосрочном видении, — ключом к восстановлению доверия. Мы это понимаем, как синхронизацию стратегии бизнеса с решением глобальных задач человечества.