Как лидеру коммуницировать в кризисное время: рекомендации и каналы

Сейчас я много общаюсь с менеджерами и предпринимателями по теме происходящего и у каждого спрашиваю: как вы реагируете? почему вы не высказываетесь в публичном пространстве? или почему говорите именно это? 

Поделюсь некоторыми мыслями и рекомендациями. 

Начну с того, что у нас всегда есть возможность помолчать. Любое высказывание сейчас быстро утонет в информационном шуме. Истерики и эмоции не нужны (их очень много, поверьте), банальные фразы про «все наладится и забудется» — тоже (потому что нет). Как сказал один предприниматель сегодня мне на встрече: «Все здравомыслящие люди уже все поняли, и у них нет слов». Взять паузу от соцсетей на какое-то время — это тоже ок

Если все-таки вы как руководитель выбираете говорить, дам несколько рекомендаций. Начну издалека.

Сейчас вы человек, на которого смотрят. Важно сохранять состояние. Не пренебрегайте психологической помощью, если чувствуете, что накрывает. 

Долгосрочные стратегии больше не работают. Думать надо в краткосрочной и среднесрочной перспективе: как теперь жить, как сохранить/найти работу, как восстановить бизнес. 

У нас, предпринимателей, лидеров, более выражен навык проживания стрессовых ситуаций. И мы должны им поделиться. 

Вернёмся к рекомендациям:

  • Кризис — это время, когда нужно делать и говорить, а не просто говорить. Подумайте, как ваш бизнес может поддержать других в этой ситуации? На что вы на самом деле можете повлиять? Например, наша клиентка, финансовый директор, на днях провела для нашей команды краткий ликбез по санкциям против банков. Она готова это сделать и для других небольших компаний, бесплатно. Напишите мне, если вам надо.

 

  • Говорите про повестку в том случае, если не можете не говорить. Не потому что ВСЕ высказываются, а, например, потому что вам нужно объясниться перед детьми. Но за вашу позицию могут прилететь последствия (gosizmena i feiki). Будьте аккуратны. 

 

  • Разделите личную позицию и позицию вас как главы компании. Будьте готовы к хейту.

 

  • Месседж для коллег может быть таким: понимаю, что у каждого из нас могут быть разные мнения, НО ВСЕМ НАМ нужно объединиться и выжить в этой ситуации. Найдите пересечения, которые объединят людей. Пересмотрите миссию и цели вашего бизнеса. Например, в нашей работе сейчас выплыла на первое место национальность как атрибут. И как мы можем быть полезны русским людям, которых хейтят, отменяют, не берут или увольняют с работы по всему миру.

 

  • Месседж для клиентов: в нашей компании сейчас происходят вот такие изменения, и они вот так отразятся на нашем с вами сотрудничестве.

 

  • Личный опыт: как вы это проживаете, что делаете, как сохраняете адекватность и критическое мышление. Одни ударяются в работу, чтобы избежать паники. Другие (я), наоборот, лежат пластом и по миллиметру за волосы вытаскивают себя из засасывающей эмоциональной дыры. Что вам помогает? А что вы делаете, чтобы поддержать морально вашу команду?

 

Раньше я говорила, что нужно сосредоточиться на 1-2 основных каналах, остальные использовать для дистрибуции контента или включить в долгосрочную бренд-стратегию.

Сейчас я скажу по-другому. Чтобы диверсифицировать риски, стоит вести последовательную работу по всем возможным PR-каналам.

1. Telegram. Варианты: авторские каналы и каналы с личным контентом как альтернатива инстаграм-аккаунтам. Не уверена, что вот прям всем стоит заменять Inst (запрещен на территории РФ) на Tg. Если вы вели экспертный блог — смысл есть. Но личные страницы, если в Inst не было большой аудитории, скорее всего не получат больших охватов здесь. Учтите, что продвижение в телеге платное, и закладывайте бюджеты на рекламу.

2. ВК. Варианты: личная страница, группа/страница по теме. Есть смысл продвигать их в связке. Много рекламных возможностей. Те же сториз. Аудитория русскоязычная платежеспособная 25+. Пожалуй, я тоже стряхну пыль. Но те, кто и не уходил — вы конечно сейчас на конях.

3. Tenchat. Российский аналог LinkedIn и Facebook (запрещен на территории РФ). Соцсеть на данный момент нуждается в доработке. Из-за багов не смогла ее нормально протестировать.

4. LinkedIn. Соцсеть под vpn живет уже несколько лет, и я бы не рекомендовала из неё уходить, если есть коннект с международной аудиторией. А он есть и будет, вопреки разным мнениям.

5. Facebook и Instagram (запрещены на территории РФ). Их я бы тоже не рекомендовала забрасывать, если вы долго и много инвестировали в эти соцсети. Единственный момент, всё-таки охваты упадут — часть аудитории выпишется. И на данный момент все платный возможности в/на РФ заблокированы. 

6. Pinterest. Здорово для красивого визуального контента и мотивирующих цитат. Одной нашей клиентке-предпринимательнице сейчас будем тестировать в формате lifestyle-блога.

7. Сервисы Дзен и Яндекс.Кью. Однозначно, да.

8. Китайские соцсети WeChat, Qzone, Weibo, RenRen. Да, друзья, да. Принимаем новую реальность.

9. Собственные медиа. Все, что выше — «управляется» не нами. И мы сейчас все с вами видим, чем это оборачивается. Поэтому в любое время инвестируем в свои каналы на своих доменах: личный сайт, standalone блог, newsletter. Многие недооценили важность собственных медиа. Теперь исправляемся.

10. Собственные комьюнити. Только за эту неделю я увидела рождение двух  новых сообществ: wellness-предпринимателей и женщин под повесткой diversity, миссии и профессиональной реализации. Объединяться круче, чем разъединяться. Лидируйте эти процессы.

«Зло закончится на мне. С меня начнётся добро».

Автор: Надежда Кобина, генеральный директор агентства «Космос-4».