Какой бизнес вырос в период пандемии коронавируса

Прогнозы экспертов неутешительны: малый бизнес умирает. Экономисты говорят о закрытии 15–30 процентов предприятий малого бизнеса. По данным разработчика программного обеспечения «СКБ Контур», за два месяца закрыто больше 30 тысяч ИП, с рынка ушли уже 100 малых компаний. Но пока одни компании банкротятся, другие находят возможности для роста. «Октагон» нашёл тех, кто сумел удержать бизнес на плаву.

В ноябре прошлого года у екатеринбургской организации по адаптации людей с аутизмом «Открытый город» наступила чёрная полоса. Гранты закончились, новые не выиграли, денег на аренду не было. Декабрь протянули на благотворительных акциях, январь – на экстренном сборе. Чтобы выжить, в феврале запустили онлайн-магазин. Продукция подопечных фонда в возрасте 18–45 лет – украшения, экосумки, скворечники. Наступила пандемия коронавирусной инфекции.

– У нас есть швейный цех на 20 человек. Мы уже делали экосумки, многоразовые бахилы. А тут услышали, что с масками проблемы, и решили осваивать их. Разбили пошив на шесть этапов, на каждый назначили ответственного. Наши ребята освоили пошив масок за три дня, за счёт принципа конвейера работа шла очень быстро, – рассказала «Октагону» руководитель Анна Савельевских.

В цех пришли сотрудники фонда и волонтёры, заказов становилось всё больше. Работали уже 15 человек со сменой в 6 часов.

Первый кроил, второй складывал заголовки, третий обрабатывал кромки на машинке, четвёртый сшивал, пятый гладил, шестой готовил фурнитуру. Чтобы ребята с аутизмом не уставали, в день работали по 2–3 часа. Через несколько недель объявили карантин, ради безопасности подопечных их пришлось распустить по домам. Из них работать на дому продолжали двое, они освоили все этапы создания масок. 

Маски, купленные через соцсети, развозили волонтёры. Оптовые партии по 3–8 тысяч штук отгружали для благотворительных фондов и крупных благотворителей. Для Фонда Ройзмана было подготовлено 2,5 тысячи масок в рамках целевого сбора для раздачи их посетителям больниц. Для Русской медной компании отшили 10 тысяч масок, РМК они были нужны для оказания помощи подшефным организациям и семьям сотрудников.

Мы прямо хорошо себя чувствовали эти полтора месяца. Было здорово! – поделилась Анна.

Вопрос с арендой остаётся открытым, но зарплату во время самоизоляции все сотрудники фонда получали исправно. К концу месяца будут известны итоги грантовых конкурсов, а на будущее удалось договориться о сотрудничестве с Фондом Ройзмана. Сейчас НКО обдумывает, как начать продажу многоразовых бахил в больницах Екатеринбурга, это будет выгодно пациентам и учреждению, мусора станет значительно меньше, а в коридорах чище.

 

Чтобы ребята с аутизмом не уставали, в «Открытом городе» работали по 2−3 часа в день.

Чтобы ребята с аутизмом не уставали, в «Открытом городе» работали по 2−3 часа в день.

Чтобы ребята с аутизмом не уставали, в «Открытом городе» работали по 2−3 часа в день.
Фото: из архива «Открытого города»

Наладил производство масок и екатеринбургский центр помощи семьям в кризисных ситуациях «Аистёнок». Подопечные фонда – родители-одиночки, мамы, оказавшиеся без крыши над головой, многодетные и малоимущие семьи. Для них самоизоляция в четырёх стенах с детьми на руках и падением доходов была особенно сложна.

В период пандемии фонд реализовал по себестоимости 1443 многоразовые тканевые защитные маски.

– Мы не могли выходить на большие объёмы работы, ведь наши мамы шили дома, им не с кем было оставить детей. Тем не менее каждая из них сдавала в месяц не менее 150 масок, в особо сложный период – по 300, – рассказала представительница «Аистёнка» Матрёна Щапова. – Нам очень повезло, что помимо реализации масок мы получили от наших друзей продуктовые наборы и ноутбуки для подопечных, это помогло людям держаться на плаву в период самоизоляции и обучать детей дистанционно.

Наняли почти две тысячи сотрудников

Золотым стало время для московского онлайн-магазина доставки продуктов на дом «Утконос». Первые ласточки в росте закупок «Утконос» заметил ещё в марте: как только в столице заявили о возможном режиме самоизоляции, трафик сайта вырос на 40 процентов. В первые же выходные «карантинной» недели количество доставок выросло на 20 процентов. 

В первом квартале на сайт «Утконоса» заходило 7,5 млн пользователей. Пик спроса пришёлся на вторую половину марта, в день заказы оставляли свыше 19 тысяч пользователей, в одном чеке было не меньше 60 наименований товаров. 

Средний чек по результатам марта составил 6 500 рублей, это почти на 20 процентов больше прошлогоднего показателя.

В результате компании пришлось экстренно расширять штат и строить площади. Новый склад позволил увеличить пропускную способность до 16 тысяч заказов в день. С марта по апрель были наняты 1300 сотрудников склада и 450 курьеров, и найм новых работников продолжается. В компании рассчитывают, что мощности будут расширяться в течение всего 2020 года. 

Чтобы избежать вспышки заболевания в таком крупном логистическом центре, «Утконос онлайн» регулярно тестирует персонал складов на коронавирус. Все курьеры обеспечены средствами индивидуальной защиты, а также антисептическими средствами для рук.

От мужских пиджаков к защитным костюмам 

Резкий разворот в производстве совершила мануфактура 33-летнего дизайнера Дмитрия Шишкина. Компанию по пошиву мужских костюмов Шишкин запустил, будучи 20-летним студентом Уральской юридической академии. Сегодня его деловые костюмы, повседневную одежду и спортивную форму носят представители политической элиты и крупного бизнеса. Среди заказчиков – «Росатом», «Газпром», Mercedes, Сбербанк, РЖД, спортивные клубы высших лиг. Летом прошлого года он выпустил нашумевшую коллекцию Putin Team. А в пандемию коронавируса мануфактуру Шишкин полностью перепрофилировал. 

Пресс-секретарь компании Елизавета Шишкина рассказала, что все три фабрики полного цикла, входящие в мануфактуру, поменяли свой профиль деятельности: Uniform atelier перешла с производства профессиональных горнолыжных коллекций на выпуск одноразовых масок, Bespoke atelier – с производства классической мужской одежды на выпуск многоразовых масок, MTM atelier – с повседневной мужской одежды на выпуск защитных костюмов.

Шишкину удалось оперативно перепрофилировать все ателье своей мануфактуры. Без дела не сидел никто.

Шишкину удалось оперативно перепрофилировать все ателье своей мануфактуры. Без дела не сидел никто.
Фото: из архива Дмитрия Шишкина

О начале пошива медицинских масок компания заявила 7 апреля. Она нарастила объём с 20 тысяч до 150 тысяч масок в день, по одному миллиону масок в неделю. В итоге за апрель фирма поставила 4 миллиона масок с фирменной символикой бренда, в мае объёмы будут увеличивать до 7 миллионов масок в месяц.

17 апреля приступили к пошиву защитных костюмов для российских врачей, через две недели их было уже 200 тысяч. В мае выпустят ещё один миллион комплектов. 

Дмитрий Шишкин подчёркивает, что речи о заработке на этом производстве не идёт. 

Социальный заказ скорее помогает укрепить отношения со структурами власти, ведь выпуск всей продукции происходит под непосредственным контролем Минпромторга.

– В госзаказе посыл в том, чтобы исключить спекулятивные завышения цен. По фиксированным невысоким ценам мы производим в огромном количестве маски, – поясняет Дмитрий Шишкин. – Как только ситуация стабилизируется и будет возможно возобновление нормального режима работы, мы планируем вернуться к своему основному виду деятельности.

В компании отмечают, что производственные мощности портновской мануфактуры будут направлены на производство масок и костюмов до начала июля.

Задумались, как себя преподнести

В сервисе с авторской технологией видеоотбора кандидатов VCV сообщили, что только в марте их прибыль выросла более чем в два раза, а среди клиентов появились российские и международные добывающие компании. Их потребность в удалённом отборе новых сотрудников сильно возросла. Площадкой стали больше интересоваться компании, осуществляющие розничную торговлю, а также образовательные учреждения. Сама компания намерена была в период пандемии выйти на американский рынок.

Директор агентства персонального брендинга для руководителей «Космос-4» Надежда Кобина рассказала, что количество запросов на услуги от представителей IT-отрасли выросло на 20 процентов. Цель – повысить медийность генерального директора, через это показать, что компания стабильна даже в кризис и ей можно доверять, а также рассказать, какие решения она предлагает. По плану заказчиков качественно проработанный бренд руководителя должен увеличить количество клиентских запросов к компании.

– В первый месяц карантина, в апреле, увеличились запросы от компаний из сферы IT. Это и разработчики, и компании, предлагающие диджитал-решения для отраслей (агробизнес, промышленность, товары повседневного спроса). Интересное наблюдение: возрос интерес компаний к обучению своих сотрудников диджитал-гигиене, – рассказала Надежда Кобина.

«На самоизоляции потребность в общении увеличилась. В идеале сотрудники, представляющие компанию в соцсетях, становятся её амбассадорами. Но сейчас кто-то ноет, кто-то жалуется, кто-то критикует. Становится понятно, что этим информационным потоком нужно управлять» (с) Надежда Кобина директор агентства «Космос-4»

Представители агентства по персональному брендингу провели несколько корпоративных семинаров по позиционированию экспертов в соцсетях.

Несмотря на хорошие показатели, предприниматель реалистично смотрит на вещи.

– Рост у нас есть, хотя я считаю, что оценивать ситуацию пока рано. Как и многие, мы пережили хаос: клиенты из HoReCa заморозили проекты из-за падения выручки на 90 процентов, малый бизнес тоже взял паузу по понятным причинам, – поясняет Надежда Кобина.

Могли взлететь, но не взлетели

В начале пандемии эксперты выделили ниши, которые станут востребованными в период самоизоляции. Среди них производители и реализаторы санитайзеров, курьеры, онлайн-няни, фитнес-тренеры, репетиторы. Мы связались с представителями некоторых перспективных отраслей и узнали, оказались ли они в выигрыше.

Александр владеет оптовым онлайн-магазином бытовой химии в Мценске (Орловская область). Гели были в продаже всегда, на период пандемии компания докупила санитайзеры разного объёма. Но люди покупали их ничуть не чаще, чем другие товары, а организации оказались обеспечены антисептиками за счёт благотворителей или власти. «Выиграли те, кто поставлял продукцию по итогам тендеров. Наши антисептики стоят на складе», – рассказал Александр.

Фитнес-тренеры, потерявшие «персоналки», срочно осваивали интернет, но к тому моменту ниша и так была занята энтузиастами, работающими бесплатно или за символическую плату.

– Клиентов получили популярные блогеры, пользователи искали людей с большой аудиторией. На первый взгляд, экономия есть: по условиям мы отдавали 50 процентов от оплаты клиентом занятия залу, теперь это наши деньги. Проблем с проверкой правильности выполнения упражнений тоже нет – достаточно правильно установить камеру; клиентам нравится, что идти никуда не надо. Но из-за узкой аудитории постоянных клиентов доход за месяц у меня даже немного упал, я планирую вернуться в зал после пандемии, – рассказала тренер групповых программ Ольга Сидоренко из Екатеринбурга. А вот курьеры стали пользоваться спросом, работать на несложной работе готовы были многие. «Водитель-курьер по вашим поручениям» Артём из Свердловской области рассказал, что за два месяца выезжал по заказам несколько раз, в основном чтобы перевезти документы для фирм: «Один раз меня вызывали за город. Молодая мама с детьми просила купить молочку на дачу, забыла её дома. У меня нет пропусков, но их у водителей никто не спрашивает, так что проблем не возникает».

Оригинал статьи на Октагон.