Коммуникация лидера в кризис

Пока сотрудники Цукерберга публично смахивают слезы и благодарят уже бывшего работодателя, хочу поделиться интересным исследованием McKinsey, которое компания опубликовала по итогам пандемии. Вообще пандемия, как событие беспрецедентное, в осмыслении дала очень много понимания, как нужно, а как не стоит. В данном случае, во внутренних коммуникациях. Предлагаю брать и смело делать, ибо и в нынешней ситуации все это звучит актуально.

Итак, хорошие новости, у каждого кризиса есть жизненный цикл (или как говорил царь Соломон: все проходит и это пройдет). McKinsey связывает цикличность кризиса и то, что на каждом из этапов меняется эмоциональное состояние человека и его потребность в определенной информации. Соответственно, лидеру, руководителю стоит учитывать, в какой точке кризиса сейчас он и его команда и как правильно вести коммуникацию.

Далее я адаптировала рекомендации консультантов именно к текущей ситуации.

  1. На ранних стадиях кризиса лидер должен обеспечить команду инструкциями и прозрачной информацией. Как меняется стратегия и KPI, данные о портфеле клиентов, какими будут условия работы с поставщиками, что компания будет делать, если сотруднику понадобится релокация, где записаться к корпоративному психологу, если эмоции зашкаливают. Считайте, что каждый новый виток кризиса, новые вводные — это новая начальная стадия, где снова главное — это понятная информация о происходящем. Инструкции успокаивают и помогают мыслить рационально.
  2. После адаптации переходите к обсуждению долгосрочных планов, результатам компании за прошедший период, историй сотрудников. Выключайте в процесс обсуждения сотрудников всех уровней. Делайте общение менее формальным. Внешних факторов тревоги достаточно, пусть внутри коллектива будет взаимопонимание и поддержка.
  3. Завершающий этап — рефлексия, намечающиеся тенденции и тренды. Последняя часть особенно важна, поскольку широкий взгляд на ситуацию и понимание сути происходящего — важнейшая часть восстановления после травмы. Например, пандемия коронавируса переломила привычные условия работы и способствовала сближению семей, сделала распространенной гибридный формат работы и др. Для нынешнего кризиса еще рано давать такую широкую точку зрения, однако уважаемые профессора, футурологи и исследователи уже делают это.