24-25 октября в Москве прошла конференция «Антикризисный PR. Защита репутации и работа с негативом». Основатель агентства «Космос-4» Надежда Кобина выступила с темой «Синдром грешника: как руководителю жить и работать после репутационного провала». На реальных примерах Надежда рассказала, почему так бывает, и дала рекомендации, как перебороть этот синдром. Публикуем выдержки из выступления.
Синдром грешника — это не просто интересное название. Это набор когнитивных искажений, основанных на чувстве вины. Его мы испытываем, когда нам кажется, мы сделали что-то не то или не сделали то, что нужно было.
Есть много признаков синдрома грешника. Под его влиянием, под влиянием всех этих эмоций человек может совершить ошибки, испортить репутацию, возможно потерять работу и вовсе выпасть из деловой жизни.
Часто за всей этой неразберихой совсем забывают о чувствах, которые испытывает человек. На конференции Надежда рассказывала примеры, когда «грешники» после провала приходили в себя четыре года! Не работали, ни с кем не общались, были в депрессии после обрушившегося на них негатива.
Каждый кризис — это всегда шанс проявить себя. Если вдруг так случится, что вы окажетесь в центре скандала, спросите себя: какие возможности и перспективы открывает перед вами эта ситуация?
Пять основных рекомендаций, как перебороть синдром грешника
- Сократить дистанцию и не утаивать правду, общаться с теми, кто ждёт ответа, максимально честно предоставлять правдивую информацию. Так сделал Алексей Бавыкин, основатель сети футбольных клубов Footyball. Компания обанкротились в 2018, и Алексей остался должен примерно 1 млрд рублей. Он завёл инстаграм и лично начал комментировать все слухи, сплетни и обвинения.
- Если СМИ из друзей превратились во врагов, если партнёры и коллеги отвернулись, отличный выход - создать все свое. Велогонщик Лэнс Армстронг после допингового скандала запустил собственный подкаст, начал проводить собственные гонки и создал собственный бренд одежды. Сейчас он в топ-3 iTunes в категории спортивных шоу, а на рекламе зарабатывает миллионы долларов.
- Говорить собственным ртом. Если вокруг много слухов, сплетен, дать откровенное честное интервью — хороший способ вернуть доверие. Так сделала Меган Маркл. К ней нет ни одного конкретного обвинения, она просто вышла замуж за принца. Но с тех пор не прошло и дня, чтобы в СМИ не появилось новостей, где ее обвиняют, оскорбляют, обращают внимание на ее недостатки. Во время визита в Африку Меган дала небольшое интервью. И чуть не расплакалась! Она искренне призналась, что чувствует себя «не ок». Да, Меган актриса, но это сработало! Хештег #weloveyouMegan набрал больше 70000 упоминаний!
- Дзюдо персонального бренда. Если необходимо изменить ассоциации на противоположные, мы используем эту тактику. На конференции я рассказала, как наш клиент — вице-президент в банке — напился и устроил скандал в аэропорту. Запись попала в интернет и его уволили уже на следующий день. Чтобы помочь ему восстановить репутацию, мы отправили его участвовать в Московском полумарафоне.
- Иногда можно использовать тактику «не делать ничего». Так поступил сооснователь Mozilla Брендон Эйх после обвинений в поддержке запрета однополых браков в Калифорнии. Он сложил полномочия СЕО корпорации, вышел из совета директоров, удалил твиттер и пропал на целых три года.
Такая тактика возможна, когда:
- за вами не гонятся бандиты
- у вас есть финансовая подушка безопасности (100% Брендон ушел из Mozilla с хорошим парашютом)
- и у вас есть время подождать.
Каждый скандал со временем утихает, остаётся только починить нервы.
Благодарим за приглашение выступить и организацию издательский дом «Имидж-Медиа».