В связи с подписанием закона "О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации»" попросили адвоката Нижегородской областной коллегии адвокатов Александра Немова рассказать о том, как это может повлиять на бизнес и публичные коммуникации.
Формулировки данного закона весьма расплывчаты, и все будет формироваться в ходе правоприменительной практики.
Закон действительно распространяет свое действие на рекламу, блоги, так как он содержит указание на то, что его действие распространяется на информацию, предназначенную для потребителей товаров, работ и услуг. Блог какой-либо компании или предпринимателя однозначно является составляющим рекламной компании и так же подпадает под требования закона.
Как это будет работать
В законе предусмотрено, что Правительство РФ своим постановлением установит, на какие словари, справочники и грамматики следует обращать внимание лицам при использовании иностранных слов. Абсолютного запрета на использование всего иностранного в речи или рекламе нет. Разрешено будет использовать то, что не имеет «общеупотребительных» аналогов на русском языке. И вот тут главное: имеется ли «общеупотребительный» аналог того или иного слова, будет решать административный орган или суд, путем сравнения с перечнем словарей, справочников и грамматик, утвержденных Правительством России. Уверен, что здесь будет поломано много копий. Будут судебные споры с ФАС. Будут споры о формулировках, значениях, смыслах и т.п., ведь невозможно включить в перечень все возможные слова, не имеющие аналогов на русском языке. Все это будет формироваться через страдания предпринимателей. Кроме того, все эти изменения могут и, скорее всего, повлекут довольно большое количество претензий от органа государственного регулирования в области рекламы (ФАС России) к рекламе, в которой используются несуществующие слова, специально используемые в рекламе для создания какого-то образа, рифмы и т.п.
Мне вспоминается спор ТК Пятница с ФАС России, где ТК Пятница использовал слоган: «Пятница, давайте радоваца». ФАС тогда предъявил претензии к ТК, однако в суд не пошел с требованиями удалить. Плакаты ТК Пятница «довисели» какое-то время даже после предписания ФАС России. И таких споров точно будет много, если предприниматели будут использовать несуществующие слова или допускать умышленные ошибки в словах.
Ответственность и штрафы
Технология следующая: ФАС России выявляет наличие нарушения закона, выдает предписание и распространителю, и автору рекламы о прекращении нарушения законодательства и предоставляет срок для его устранения.
Дальше 2 сценария:
- Предприниматель соглашается. При этом никаких штрафов на него не налагается. До указанного срока устранения нарушения – удаляет спорный контент, рекламу и т.п. Таким образом, предприниматель несет убытки затраченные на изготовление и распространение рекламной продукции. Однако какое-то время реклама все равно «провесит».
- И автор рекламы, и распространитель имеют право оспорить требования ФАС России (его территориальных органов) в суде. Именно предприниматель должен обращаться в суд, а не ФАС России. Если этого сделано не будет, то тогда решение вступает в силу, на предпринимателя налагается штраф. Требование подлежит обязательному исполнению. Штраф по 2.4 КоАП РФ – от 300 до 500 тысяч рублей.
Если резюмировать, то главное нововведение – появление утверждаемых Правительством России словарей, грамматик и справочников, с которыми всем придется сравнивать текст своей рекламы.
Об иностранных словах в юридических названиях компании и товарных знаках
Закон не содержит никаких указаний, что наименование организации должно быть исключительно русскими словами и иметь русский смысл. Более того, ничего нет и про бренд и про вывеску. Вывеска — не регулируется законодательством о рекламе, но могут вынудить убрать, как это было .
Александр Немов, адвокат Нижегородской областной коллегии адвокатов