В Facebook появился публичный пост директора по маркетингу сервисов "Яндекса" Андрея Себранта, в котором он высказал недовольство ситуацией о невозможности предоставления услуг от "Альфа-банка" для своей коллеги. И все бы ничего, если бы за этим не последовало обвинение той же организации в том, что ее продукт не соответствует стандартам "Яндекса" и о невозможности банка выступать на конференции компании - YaC. Это было мнение конкретного человека. Но восприняли его как мнение компании в целом.
Этот пример ярко показывает, что мнение сотрудника зачастую ассоциируют с официальной позицией руководства компании. Когда мы не имеем прямого опыта общения с руководством компании, свое мнение об организации зачастую основываем на трех вещах: на инфоповодах в СМИ, рекламе и на личном контакте с представителями компаний. Чаще всего ими являются рядовые сотрудники и линейные руководители. Если такой специалист компании успешно "брендирует" себя в качестве эксперта в отрасли, то и он сам, и работодатель могут добиться ощутимых преимуществ. Как минимум, нашего позитивного восприятия. Это похоже на некий ореол, эффект от которого дает возможность для достижения общих целей.
Как создаются бренды сотрудников внутри компании
Сайты социальных сетей, такие, как LinkedIn и Facebook, блоги и фотоконтент оставляют цифровые следы сотрудников по всему Интернету. Из чего организации понимают, что управление этими следами является критическим компонентом социального бизнеса.
В июне PR-директор «Мегафона» Петр Лидов опубликовал пренебрежительный твит о несовершеннолетних участниках акций протеста. После этого стало известно, что он увольняется из компании. Совпадение? Официальная версия – к PR-директору у руководства компании и раньше были претензии, а твит стал последней каплей. Сам Лидов написал в Facebook, что это "чушь процентов на 80". Гендиректор "Мегафона" Сергей Солдатенков объяснил увольнение Лидова его желанием перейти на другую работу.
Так как почти невозможно рассмотреть цифровое присутствие каждого сотрудника, он будет управляться наиболее эффективно посредством обучения, норм корпоративной культуры и развития взаимных ожиданий. Корпоративный личный брендинг происходит тогда, когда работодатель предоставляет гайд для руководства сотрудниками при разработке своего личного бренда. Этим достигается состояние взаимной ценности бренда.
В рамках планируемой стратегии и работодатель, и работник приносят свою доброжелательность и влияние на другого. Результатом является эффект предприятия, которое поддерживает сотрудников, разрабатывающих сильный личный бренд в рамках такой планируемой стратегии, и они получают множество преимуществ. Так, редакция журнала The New York Times выпустила для своих журналистов обновленный и расширенный набор руководящих принципов для в социальных сетях.
«Чтобы оставаться лучшей в мире новостной организацией, мы должны поддерживать активное присутствие в социальных сетях. И наши журналисты отлично справляются с этой задачей. Но мы также должны убедиться, что они действуют в соответствии с ценностями нашей редакции. Ведь по постам и высказываниям каждого журналиста можно судить и о точке зрения всей редакции. Вот почему мы выпускаем обновленные и расширенные рекомендации в отношении социальных сетей».
У 51% российских компаний есть гласные или негласные правила поведения в соцсетях, показал опрос Superjob. Так, в Кодексе делового поведения и этики МТС подчеркивается, что ее работники должны "соблюдать определенные правила при размещении информации о компании в Интернете и при общении в социальных сетях".
Как правило, в таких рекомендациях прописывают:
- основные правила поведения в социальных сетях
- нежелательные темы
- политика конфиденциальности
- общие рекомендации по ведению аккаунтов
- ценности компании.
Таким образом, контролируя и направляя старания сотрудников по части продвижения их персонального бренда в нужное русло, компания как минимум снижает риск того, что мнение специалиста будут принимать за официальную позицию компании и как максимум создает позитивный HR бренд.
А зачем это все сотрудникам?
1. Упоминание бренда компании подчеркивает, что специалист "в системе", он не фрилансер и за его спиной есть накопленные методики, практики, технологии, принципы работы.
2. Сильный узнаваемый бренд компании усиливает персональный бренд эксперта. Эта связь как бы говорит "если он в Intel, значит он крутой специалист". Бренд компании ассоциируется со знаком качества, которым отмечается специалист.
3. Сотрудник показывает лояльность компании, когда говорит от ее имени. И, да, это может быть дополнительным аргументом при повышении.
4. Пресс-служба компании мониторит упоминания своих сотрудников, рассылает подборки статей высшему руководству и транслирует их по корпоративным ресурсам.
5. Узнаваемость в профессиональном сообществе. У сотрудника появляется уникальная возможность поделиться опытом и знаниями с коллегами в своей отрасти.
6. Лидерские способности работника наконец-таки могут быть идентифицированными и оценены внутри организации.
7. В процессе развития своего бренда сотрудник больше читает и узнает о своей профессиональной сфере, а следовательно, становится более компетентным.
А пока остается лишь тщательно фильтровать свой контент в социальных сетях и почаще задавать себе вопрос: "А какого эффекта я добьюсь этим постом?". И уточнить в своей компании, может такие рекомендации уже существуют.