Мы все крайне субъективны в оценках других. Мы делаем это подсознательно и можем даже не признаваться себе в этом. Симпатичные люди автоматически становятся для нас более добрыми, умными, талантливыми. И наоборот. Если однажды, поздно вечером мы встретим в подворотне неотёсанного лохматого мужчину в рваной одежде, то скорее поверим, что он маньяк, чем профессор, который вышел выкинуть мусор. Эти когнитивные искажения помогли нам увидеть три этапа формирования доверия к человеку: опыт до встречи, во время и после.  

До встречи

Мы изучаем информацию: забиваем имя в поисковике, ищем рекомендации и успешные проекты, спрашиваем знакомых. Чем больше информации мы находим и чем чаще появляется что-то новенькое, тем более привлекательным для нас становится этот человек. Так создается эффект знакомства с объектом – необоснованная симпатия к кому-то только потому, что мы знакомы с ним. Подобная симпатия влияет на последующее восприятие этого человека. Об этом эффекте еще в 1968 году восторженно говорил психолог Роберт Зайонц.

Во время встречи

Создается эффект импринтирования. Мы запечатлеваем образ человека в сознании. Помните эксперименты с утятатми, которым вместо мамы-утки показали шарик от пинг-понга, и они поверили? Это про импринт. Усилить его нам помогают стиль, манеры, владение темой, общая атмосфера. И горе тому, кто проявит себя как грубого, некомпетентного и тяжелого человека. В 90% случаев этот импринт невозможно изменить.

После встречи

Возникает  гало-эффект  в качестве послевкусия от встречи в реальности. Общее впечатление о человеке влияет на нас при дальнейшем его восприятии. Именно после третьего этапа у нас формируется отношение, на которое в дальнейшем очень трудно повлиять. Это значит, что симпатичная веселая Аня, блеснувшая умом при первой встрече, в последствии будет восприниматься как умная, даже если будет нести полную чушь.

Мы подсознательно допускаем что «красивая форма равна прекрасному содержанию» и это пугает. В ловушку попадают все. Работодатели оплачивают труд сотрудников с приятной внешностью в среднем на 12-14% выше. Судьи выносят в 2 раза менее жесткие приговоры красивым подсудимым. Если человек не занимается развитием персонального бренда и пропадает «с радаров» сразу же после личного знакомства, со временем гало-эффект будет ослабевать. Но есть и хорошие новости. Мы можем влиять на то, как другие воспринимают нас, даже не общаясь с ними лично. Объединяясь, три этих эффекта создают эффект персонального бренда и усиливают доверие.


Автор: Надежда Кобина, директор агентства «Космос-4»