Как стать преподавателем и зачем это вашему персональному бренду

Сооснователь компании Apple.Inc Стив Возняк успешно совмещает деятельность разработчика и лектора на предпринимательских форумах. Андрей Себрант, директор по маркетингу сервисов компании «Яндекс», регулярно проводит семинары на тему интерактивного маркетинга со студентами различных бизнес-школ Москвы.
Это отличительный канал продвижения персонального бренда,  который демонстрирует такие атрибуты, как опыт, компетенции, личность, характер, личные убеждения. Его могут использовать далеко не все. Чтобы начать обучать кого-то другого, необходимо иметь стартовый набор исходных данных:
  • талант. Посредственных преподавателей великое множество. У каждого в жизни был учитель, монотонные лекции которого не оставляли в голове абсолютно ничего. Зато те, кто обладал незаурядными способностями учить своей области, с успехом делились своими знаниями.
  • внутренний огонь, которым делится человек. Если он не горит - то преподаватель не сможет никого зарядить и вывести на результат.
  • опыт и практика. Теоретические знания люди могут получить из книг, а вот ценность вашего обучения состоит именно в пережитых и опробованных ситуациях.

Быть преподавателем - это возможность увеличить эффект знакомства и эффект импринтирования в разы. Этот эффект будет гораздо сильнее, чем если о вам просто прочитают статью или ваше резюме. Но есть и неоднозначные моменты. Для преподавателя всегда есть риск стать человеком, который хочет только учить и не развиваться дальше. И это будет ошибкой, потому что вы всегда должны быть наполнены, развиваться, чтобы делиться этим с другими.  

Что важно для преподавателя

1. Теоретическая база. Люди приходят за новыми знаниями, за инструментами, за реальными кейсами.

2. Наработанный опыт более 10000 часов. Одного вдохновения мало, необходимы реальные инсайты и инструменты.

3. Собственные идеи. Ценятся преподаватели, которые не пересказывают чужую лекцию, а имеют свое мнение и уникальный ход мышления.

4. Харизма. Люди приходят и за знаниями, и за настроением, и за эмоциями. Добиться совокупности этих показателей позволяет харизма. Преподавателям доверяют, но также они могут либо навсегда привязать человека,  либо навсегда оттолкнуть.  

Где можно преподавать

Начать можно с лекций для студентов, любые вузы всегда рады таким предложениям от экспертов. Например, Синергия или ВШЭ. Такие мастер-классы дают погружение из теоретического обучения в реалии.
 

Также это могут быть программы дополнительного обучения, там, где обучается взрослая аудитории, которая хочет переучиться или расширить свои знания. Их называют провайдеры обучения. Это тренинговые компании и школы, в который организуются авторские или совместные курсы, которые создаются с другими преподавателями.

Второй вариант - бизнес тренерство, когда регулярно проводятся тренинги по бизнес тематикам.

Еще один вариант - открытые площадки: вебинары, интенсивы, мастер-классы. Ключевое отличие здесь то, что вы собираете аудиторию сами. И для этого вам на пользу сыграет ваш персональный бренд. К неизвестному эксперту никто не придет. Но если у человека есть своя аудитория, он известен в узких кругах, авторитетен, ему доверяют - то велика вероятность аншлага на его лекциях.  

С чего начать?

Для начала важно изучить преподавательскую деятельность на лучших примерах. В этом помогут онлайн университеты. Советую изучить их курсы с точки зрения структурирования и подачи. Посмотреть, как упаковывается образовательный продукт можно на ресурсах netology.ru и ru.coursera.org , где собраны лучшие курсы мира и на английском языке в том числе.

Далее можно приступать к упаковке продукта. Должна быть понятная программа, тема, понимание, кто может заинтересоваться этой темой, какие выгоды получают эти люди. И только когда у вас будет прописанная программа, модули, разработанная презентация, раздаточный материал, продумана сама обстановка (флипчарт и тд. ), можно приступать продвижению через провайдеров, сети, вузы, интернет-площадки. И здесь желательно не уйти в инфобизнес, где вся ваша деятельность сведется только к преподаванию. Четко расставьте приоритеты. Ведь без вашего предпринимательского или управленческого опыта невозможно преподавание, которое, по сути, является вашим хобби или всего лишь каналом продвижения вашего персонального бренда.