Герой нашего разбора — известный бизнесмен Федор Овчинников. Предприниматель, который успешно развил свой персональный бренд. В своих блогах Вконтакте (37 тыс подписчиков и почти 1500 друзей) и в Facebook (47 тыс подписчиков и 4900 друзей) он делится открытиями и новинками, ищет партнеров, рассказывает про команду и внутреннюю «кухню». Также он ведет Telegram-канал, где его читают более 8 тыс. подписчиков, а еще он публиковался практически во всех топовых и отраслевых изданиях России.
Так что мы знаем о нем как о предпринимателе?
-
создал крупнейшую в России сеть пиццерий «Додо Пицца». На декабрь 2020 года сеть включает 619 заведений только в России,также есть кафе и в других странах
-
превратил бизнес в реалити-шоу, внедрив облачную ERP-систему Dodo IS и сделав все процессы в пиццериях абсолютно прозрачными
-
провел крупнейшую краудфандинговую кампанию и открыл пиццерии в США, Китае и некоторых станах Европы
Казалось бы, вот он — успешный успех. Но, если копнуть глубже, оказывается, что глобальным успехам предшествовали репутационные неудачи. Но то, как Федор вышел из них, и сформировало такой сильный образ в настоящем.
Обо все по порядку.
И ботаники делают бизнес
«Додо Пицца» — не первая сеть бизнесмена. Он уже имел опыт по открытию проектов и привлечению инвесторов, только раньше это была сеть магазинов «Книга за книгой». После кризиса 2008 года Овчинников был вынужден продать свою долю за бесценок из-за долгов.
Что сделал бы среднестатистический предприниматель в этой ситуации: постарался бы убрать этот факт из биографии, чтобы не испортить репутацию и не подорвать мнение других о своем профессионализме.
Как сделал Федор: он публично рассказывал о том, как нашел в себе силы учесть ошибки и начать все с чистого листа, и что у него из этого получилось. Эта «история неуспеха» легла в основу книг об Овчинникове «И ботаники делают бизнес 1-2», которую написал журналист Максим Котин. Вместо того, чтобы оспаривать утверждения Котина, Овчинников нанял его на работу в качестве «главного рассказчика» компании.
Social selling в действии
Об ошибках и успехах, а также историю сети «Книга за книгой» Федор рассказывал в своем блоге «Сила ума». Ситуация с банкротством была интересна людям, за счет чего собралась заинтересованная аудитория.
Неудивительно, что за средствами на развитие нового бизнеса Овчинников пошел снова к ней. Написав о желании привлечь инвестиции в новое дело, он получил 5-6 откликов, в том числе от основателя SPB Software Василия Филиппова, который на тот момент продал свою компанию «Яндексу» и стал первым инвестором «Додо пиццы». Ту же схему он повторил и в 2015 г., когда своим постом привлек более 100 млн руб. от десятков частных инвесторов.
Резонансное дело о наркотиках
В феврале 2018 года Федор Овчинников рассказал в фейсбуке, что его вызвали в качестве свидетеля на допрос по делу о сбыте наркотиков в особо крупном размере. Одна из пиццерий в Москве якобы стала базой для наркоторговли. Сам Федор был косвенно связан с этим, так как само заведение было открыто другим предпринимателем по франшизе. Но определенные проблемы были: звонили арендодатели с вопросами о надежности бизнеса, беспокоились клиенты, поскольку пиццерия — семейное заведение и они часто приходили с детьми. Да и сам бренд мог начать ассоциироваться с наркотиками.
Что сделал бы среднестатистический предприниматель: постарался бы максимально скрыть эту историю, чтобы не нарушить репутацию пиццерий.
Что сделал Федор: применил наше любимое дзюдо персонального бренда. Сделал историю публичной, открыто рассказывал обо всем в соцсетях и давал интервью СМИ.
И история закончилась, в том числе благодаря этим действиям. Сейчас Федор называет это провокацией и не хочет углубляться в эту тему.
Вместо заключения
Один из инвесторов сети Стив Грин, бывший франчайзи сети Dominoʼs в США, сказал в интервью: «Федор - Стив Джобс пиццы». Согласимся и добавим, что он также «Кардашьян самопиара».
На примере Федора Овчинникова можно учиться оборачивать неудачи в свою пользу.